Алфавит музыкальный

Алфавит музыкальный

АЛФАВИ́Т МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ — последовательность букв, используемых для обозначения звуков разл. высоты. Впервые применен в Др. Греции ок. 3 в. до н. э. В Европе в период раннего ср.-вековья буквы лат. алфавита постепенно вытеснили из практики обозначения звуков греч. буквы. Со временем число букв в А. м. свелось к 7 нач. буквам лат. алфавита (по числу 7 тонов диатонич. звукоряда). Наряду с ними существуют слоговые, введенные в практику в нач. 11 в. итал. музыкантом Гвидо д’Ареццо. Россия познакомилась с обеими системами в 17 в., в период перехода от знаменной нотации к линейной, причем слоговые обозначения были переведены на кириллицу и закрепились в музыкантской практике (прежде всего в обучении), а буквенные остались латинскими и применялись преим. в теории. Соотношение букв. и слоговых назв. звуков: А — ля, В — си бемоль (в англояз. странах — си), С (произносится "це") — до, D — ре, Е ("э") — ми, F — фа, G ("гэ") — соль, Н ("ха") — си. Добавление к лат. букве окончания is равнозначно добавлению к слоговому назв. слова "диез", напр., Cis — до диез., а добавление к лат. букве окончания es (к гласной — s) — слову "бемоль", напр. Des — pe бемоль, As — ля бемоль (последнее не применяется только к звуку си бемоль, обозначаемому по традиции буквой В). Назв. тональностей в А. м. включают букв. обозначение осн. тона и лат. наименование лада: Dur (мажор) и moll (минор), причем назв. мажорной тональности пишется с прописной, а минорной — со строчной буквы. Напр., Ais-Dur ("аис дур") — ля диез мажор, Es-moll ("эс моль") — ми бемоль минор. Различие в букв. обозначении звука си в англояз. и неанглояз. странах нередко рождает путаницу, что вынуждает прибегнуть к доп. обозначению опуса. А. м. применяется также при указании строя инструментов, напр., валторна in F ("ин эф", т. е. валторна в строе фа). Примеры употребления А. м., в рус. поэзии: "На флейте я твержу дуэт А-moll’ный" (Грибоедов. Горе от ума), "Твой брат С-moll’ную сонату / Наигрывает за стеной" (А. Белый. Э. К. Метнеру), "Лепные хоры и верхи / Оштукатурены це-дуром" (Пастернак. "Высокая болезнь").

В связи с распространением электрон. инструментов, связаных между собой единым "языком", принята единая, сквозная нумерация октав, начинающаяся с 0 (нуля). Функционируют 2 системы таких обозначений: 1-я включает в себя весь слышимый диапазон частот в 10 октав; во 2-й, б. распространенной, кол-во октав совпадает с суммарным диапазоном муз. инструментов и октавы обозначаются последоват. нумерацией от баса вверх. Диапазон фп. клавиатуры для электронного инструмента соответствует А0 (ля субконтроктавы) — С8 (до пятой октавы). Центральное "до" 1-й октавы обозначается как С; буквой В, в соответствии с англояз. традицией, обозначается си бекар.

Лит.: Грубер Р. И. История муз. культуры Т. 1. Ч. 2. М.; Л., 1941.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Алфавит музыкальный" в других словарях:

  • Алфавит музыкальный —         буквенная система обозначения звуков разл. высоты. Возникла не позднее 3 в. до н.э. в Др. Греции, где существовали две системы А. м. В более раннюю инстр. систему входили буквы греч. и финикийского алфавитов. В более поздней вок. системе… …   Музыкальная энциклопедия

  • АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — см. Нотация, Пометы, Сольмизация …   Православная энциклопедия

  • Высота звука —         одно из осн. качеств муз. звука. Понятие В. з. связано с перенесением на музыку пространственных представлений. В. з. составляет форму восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела и находится в прямой зависимости от неё чем… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бекар —         (франц. becarre, букв. квадратное Б; лат. В quadratum), знак отказа от альтерации той или иной ступени звукоряда. Б. означает понижение ступени на полутон после диеза и повышение на полутон после бемоля, а также понижение на тон после… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бемоль —         (франц. bemol, букв. мягкое Б), знак понижения к. л. ступени звукоряда на полутон (см. Алфавит музыкальный,Альтерация). После дубль бемоля Б. обозначает отказ от него и сохранение только одного бемоля …   Музыкальная энциклопедия

  • Гамма —         (греч. gamma).         1) Третья буква греч. алфавита (Г, g), применялась в средневековой букв. системе для обозначения самого низкого звука соль большой октавы (см. Алфавит музыкальный).         2) Звукоряд последование всех звуков… …   Музыкальная энциклопедия

  • Диез —         (франц. diиse, от греч. diesis полутон; нем. Diesis, англ. sharp), знак повышения к. л. ступени звукоряда на полутон (см. Алфавит музыкальный, Альтерация). Первоначально в Др. Греции термин Д. означал диатонич. полутон (позднее назывался… …   Музыкальная энциклопедия

  • Дубль-бекар —         (франц. double becarre двойной бекар), устаревший знак отказа от двойной альтерации к. л. ступени муз. звукоряда; после дубль диеза означает понижение ступени на целый тон, a после дубль бемоля повышение на целый тон. B 20 в. вместо Д. б …   Музыкальная энциклопедия

  • Дубль-бемоль —         (франц. double bemol двойной бемоль), знак понижения к. л. ступени муз. звукоряда на целый тон. B буквенной системе названий звуков Д. б. обозначается слогами eses (англ. double flat; итал. doppio bemolle), к рые прибавляются к буквам; в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Дубль-диез —         (франц. double diese двойной диез), знак повышения к. л. ступени муз. звукоряда на целый тон. B буквенной системе названий звуков Д. д. обозначается слогами isis (англ. double sharp; итал. doppio diesis). Cм. Алфавит музыкальный,… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»